Фонд Cartier представил новое здание в Париже в честь 40-летия
ПАРИЖ. Спустя почти 40 лет после своего открытия Фонд современного искусства Cartier представил вниманию посетителей свой будущий дом на площади Пале-Рояль, спроектированный архитектором Жаном Нувелем. Будущий дом института современного искусства, расположенный напротив Лувра, займет более 90 000 квадратных футов на первом и нижних этажах здания, внесенного в список памятников архитектуры, которое было открыто в 1855 году в рамках проекта барона Османа по реконструкции Парижа 19-го века. Со временем во Втором здании в стиле ампир сначала разместился отель, затем универмаг Grand Magasins du Louvre и совсем недавно - Лувр антикваров, комплекс антикварных лавок, а также офисы. “Затем Жан вошел внутрь и, как обычно, немного изменил интерьер”, - пошутил Ален Доминик Перрен, президент-основатель art institution, во время пресс-визита на строительную площадку в пятницу.
Позже Перрин сообщил WWD, что стоимость строительных работ была оценена в 230 миллионов евро — само здание принадлежит SFL commercial real estate management group — и что расходы были “более или менее в норме”. “Несмотря на инфляцию, нам удалось сэкономить на других вещах”, - сказал он. “Единственное, что мы не смогли контролировать, — это рост цен на сталь, а ее производство исчисляется тысячами тонн, поэтому мы понесли убытки, но это не так уж и плохо. Впереди еще год строительных работ, но [окончательная стоимость] составит от 225 [до] 245 [миллионов] долларов, но не выше”. Задуманный с целью сделать так, чтобы происходящее в музее было видно снаружи, Нувель сравнил музей с “перекрестком будущего” и “убежищем для непредсказуемых”, в котором использованы идеи и приемы, заимствованные у авианосцев, а также крупномасштабные сценические механизмы. Сочетание внутреннего и наружного восприятия также способствовало тому, что этот адрес стал перекрестком культурных обменов.
С точки зрения архитектуры, он считает, что, учитывая наследие осман-стиля в Париже, было важно компенсировать это более радикальным использованием пространства. “Историческое наследие здесь должно быть непрерывным”, - сказал он. “Большинство крупных архитектурных сооружений состоят из трех, четырех или пяти периодов”. Здание длиной 150 метров - наравне с расположенным неподалеку Центром Помпиду - будет включать в себя 70 000 квадратных футов выставочных площадей, в том числе 13 500 в виде пяти мобильных платформ, которые можно перемещать для создания многоуровневых вертикальных пространств высотой до 11 метров. “Существует 11 миллионов комбинаций”, - с энтузиазмом говорит Перрин. “Мы не можем придумать ничего лучше, чем дать [художникам] инструмент для движения”. Кроме того, к платформам примыкают пешеходные дорожки площадью 13 000 квадратных футов, а в подвесном стеклянном внутреннем дворике над центральной платформой разбит сад с регулируемыми жалюзи. Книжный магазин, ресторан и зрительный зал займут три угла нового музея, а четвертый будет входом.
На первой выставке, которая должна состояться здесь, будет представлено от 600 до 700 работ, отобранных из 4500 работ, заказанных 500 художниками за четыре десятилетия, и “демонстрирующих жизнеспособность 40-летнего современного искусства”, - сказал Перрин. По сложившейся в фонде традиции, ведущие художники по-прежнему будут занимать почетные места в центральном зале, в то время как новые работы займут другие помещения.
Несмотря на то, что до завершения работ остался год, Перрин стремился отметить 40-летие учреждения культуры. “Сегодня не инаугурация, это сделает [управляющий директор] Крис Деркон через год”, - сказал Перрин. “Я раздуваю свечу в честь 40—летия, которое ставит нас в положение — не хочу хвастаться, но все же немного хвастаюсь - и напоминает всем, что мы пионеры и первопроходцы”. Институт современного искусства был открыт 20 октября 1984 года тогдашним министром культуры Франции Джеком Лангом. Созданный французской ювелирной фирмой Compagnie Financiere, принадлежащей Richemont, по инициативе Perrin, это некоммерческая организация и музей, который помогает дебютировать начинающим художникам, а также выставляет более известные работы.
На выставках, проводимых совместно с Фондом Cartier, художники берут на себя обязательство создавать новые работы, в то время как фонд обеспечивает производство и приобретает готовое изделие. Перрен рассказал об истории Фонда Cartier, начиная с создания института современного искусства, на создание которого его вдохновили беседы с французским скульптором Сезаром Бальдаччини, который заявил о необходимости лучшей поддержки художников. “Сезар всегда говорил мне, что [артистам] нужны деньги и скорость работы [частной] компании”, - сказал он.
Здание на площади Пале-Бурбон станет третьим домом Фонда Cartier за последние четыре десятилетия, после того как он провел 10 лет на своем первоначальном месте в Жуи-ан-Жозас, а затем в 1994 году переехал на бульвар Распай, также спроектированный Нувелем. Что станет с его нынешним домом на бульваре Распай, где он занимает цокольный этаж и нижний уровень здания, принадлежащего страховой группе Groupama, еще предстоит определить.
Перрен выразил готовность принять участие, если помещение площадью 13 000 квадратных футов станет домом для “Дома африканских миров” (или House of African Worlds), места, посвященного размышлениям и творчеству африканцев, о создании которого объявил президент Франции Эммануэль Макрон в 2021 году. Он также подчеркнул, что за 40 лет было организовано более 300 выставок во Франции и за рубежом, а также 1000 выездных мероприятий “Soiree Nomade”, на которых были представлены все виды артистов — даже комедийная труппа, добавил он. Он выразил удовлетворение тем, что конкуренты в сфере роскоши LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, Kering через Фонд Пино и Hermes были одними из многих компаний по всему миру, которые пошли по стопам Cartier. “Это был колоссальный глоток кислорода для художников”, - добавил он. “Мы дали невероятную передышку творческим профессиям.
Учитывая, что мы зарабатываем на жизнь творчеством, это нормально, что мы возвращаем деньги”.