Кому принадлежит Chanel? Как скрытная семья Вертхаймеров стала титанами роскоши
Chanel - один из самых известных в мире брендов класса люкс, но семья, владеющая брендом стоимостью 20 миллиардов долларов, остается окутанной тайной. Братьев Алена и Жерара Вертхаймеров редко фотографируют. Миллиардеров чаще можно встретить на скачках, чем на модном мероприятии, но когда они все-таки посещают показы Chanel, то сидят в третьем или четвертом ряду. Тем не менее, судьба их семьи на протяжении столетия была тесно связана со вторым по величине брендом класса люкс в мире, включая несколько драматических эпизодов, которые были в центре внимания недавнего сериала Apple TV+ “Новый образ”. Все началось в 1924 году, когда было создано Общество парфюмерии Chanel. Занимаясь бизнесом с 1910 года, Габриэль “Коко” Шанель искала партнеров для развития своего растущего парфюмерного бизнеса, вдохновленного успехом ее аромата № 5, выпущенного тремя годами ранее. Говорят, что Теофиль Бадер, соучредитель универмага Galeries Lafayette, познакомил ее с Полем и Пьером Вертхаймерами на ипподроме в Довиле, Франция, где в 1912 году Шанель открыла свой первый бутик, быстро завоевав популярность благодаря своей линии спортивной одежды из джерси, революционного материала, который ранее использовался для пошива одежды из трикотажа. мужское нижнее белье.
Их отец Эрнест Вертхаймер вложил деньги в косметическую компанию Bourjois в конце 19 века, и у них была материально-техническая база для производства и распространения ароматов и косметических средств Chanel по всему миру. Вертхаймеры и Бадеры были еврейскими семьями из региона Эльзас на востоке Франции, и их связывали прочные культурные и языковые связи.
По условиям их партнерства, Вертхаймерам принадлежало 70% компании, представителям Бадера - 20%, а самой Шанель - 10%. Такое распределение вскоре привело к конфликту. Уже в 1928 году Шанель оспорила условия сделки, инициировав целый ряд юридических процедур. Ситуация обострилась во время Второй мировой войны. Начавшаяся война вынудила Вертхаймеров бежать из Франции в Нью-Йорк, а Шанель закрыла свой дом моды, оставив открытым только парфюмерный бутик. Чтобы защитить свои активы от разграбления нацистами, Вертхаймеры заключили соглашение с французским промышленником и авиаконструктором Феликсом Амио, согласно которому он временно становился владельцем их бизнеса.
В это время Шанель, у которой был роман с нацистским офицером Гансом Гюнтером фон Динклаге, попыталась отобрать свой парфюмерный бизнес у семьи Вертхаймер в соответствии с законами эпохи оккупации, которые запрещали евреям владеть компаниями во Франции, и этот процесс тогда назывался “арианизацией”. Именно этот период был в центре внимания недавнего сериала “Новый взгляд”, в котором подробно рассказывалось о деятельности Кристиана Диора в военное время, которого сыграл Бен Мендельсон, и Коко Шанель, которую сыграла Жюльетт Бинош. В течение этого времени Вертхаймеры продолжали выпускать духи № 5 на фабрике в Нью-Джерси, что еще больше разжигало гнев дизайнера.
Но попытки Шанель вытеснить их из компании провалились, и после окончания войны Амио вернул право собственности как на Chanel, так и на Bourjois Вертхаймерам. После смерти Пола Вертхаймера в 1948 году Пьер приобрел акции компании у своего брата. Стремясь оставить прошлые разногласия позади и продолжать развивать бизнес, он заключил пересмотренное соглашение о партнерстве с Коко Шанель. В 1954 году он также выкупил обратно 20 процентов акций, принадлежавших партнерам Бадера. Сделав шаг, который привел в замешательство некоторых наблюдателей, которые после войны списали опального дизайнера со счетов, он также приобрел в полную собственность ее дом моды и помог организовать ее возвращение после многих лет изгнания в Швейцарии. Это оказалось разумным решением, поскольку в течение следующих трех лет она продолжала создавать стеганую сумочку, твидовый костюм и двухцветные туфли-лодочки - фирменные знаки, которые пережили ее более чем на полвека и продолжают процветать по сей день.
Смена поколений должна была вскоре ознаменовать новый переходный период в доме. Пьер Вертхаймер скончался в 1965 году, оставив своего сына Жака за главного. Отец двух сыновей, Алена и Жерара, Жак был разведен с их матерью, Элиан Фишер. Будучи любителем живописи, фотографии и антиквариата, он собрал значительную коллекцию произведений искусства, включающую работы таких мастеров, как Николя де Сталь, Бернард Баффет и Джозеф Корнелл.
Хотя Жаку Вертхаймеру не хватало деловой хватки его отца и дяди, его дизайнерское чутье привело его к принятию одного ключевого решения: назначить Жака Хеллеу художественным руководителем. Хеллеу оставался на этом посту более четырех десятилетий, совершив революцию в рекламе ароматов бренда, наняв таких фотографов, как Ричард Аведон, Ридли Скотт и Жан-Поль Гауд, для съемок кампаний с участием таких представителей бренда, как Катрин Денев, Али Макгроу и Кэрол Буке, что привело к резкому росту продаж №5.
Но смерть основателя дома в 1971 году еще больше высветила управленческие недостатки Жака Вертхаймера. В 1974 году остальные члены семьи решили отстранить руководителя, поведение которого становилось все более непредсказуемым, и назначили Алена Вертхаймера главным в возрасте всего 25 лет. Среди советников юного наследника в то время была его мать Элиан, у которой был еще один сын, Чарльз, от ее второго мужа Дидье Хайльбронна. Элиан Хайльбронн впоследствии стала соучредительницей Salans Hertzfeld & Heilbronn, которая стала частной юридической фирмой Chanel с многолетним опытом работы.
Одним из ключевых шагов Алена Вертхаймера было упорядочение распространения ароматов Chanel и представление коллекции готовой одежды. Назначение Карла Лагерфельда креативным директором в 1983 году ознаменовало новый период роста бренда, благодаря чему его логотип interlocking-C стал одним из самых желанных логотипов класса люкс в мире. После смерти их отца в 1996 году Ален и Жерар Вертхаймеры были официально названы совладельцами Chanel, что позволило им войти в число самых богатых людей Франции. В последнем рейтинге, опубликованном французским журналом Challenges, они заняли третье место среди 500 крупнейших богачей страны, их состояние оценивается в 115 миллиардов евро, что на 15 процентов больше, чем годом ранее.
Сейчас им по 75 и 73 года соответственно, и они разделяют обязанности: Ален Вертхаймер из Нью-Йорка занимает должность глобального исполнительного председателя Chanel, а Жерар Вертхаймер, живущий в Швейцарии, является членом руководящей команды Chanel. Тем временем их сводный брат Чарльз Хайльбронн руководит семейным офисом Mousse Partners, деятельность которого характеризуется непрозрачностью.
Это инвестиционное подразделение Mousse Investments Limited, ранее Litor Ltd., холдинговой компании Chanel и ее дочерних компаний, базирующейся на Каймановых островах. Шанель владеет контрольными пакетами акций таких компаний, как бренды купальников Eres и Orleb Brown, специализирующиеся на кашемире Barrie, модельный дом Michel, ювелир Goossens, а также группой виноградников, состоящей из Шато Канон, Шато Раузан-Сегла, Домен де л'Иль и Сен-Супери.
Chanel продала Bourjois компании Coty Inc. В 2015 году в рамках сделки по продаже всех акций. Братья также совместно управляют семейной конюшней Wertheimer et Frere, которая насчитывает столетие и занимается разведением лошадей. В прошлом году они приобрели родословную семью Вильденштейнов Dayton Investments, объединив две самые известные компании Франции.
На большинстве опубликованных фотографий братьев и сестер они запечатлены на ипподроме. Во всем остальном они являются полными противоположностями французских магнатов роскоши, таких как Бернар Арно, председатель правления и главный исполнительный директор LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, который периодически возглавляет список богатейших людей мира, или Франсуа-Анри Пино, председатель правления и главный исполнительный директор Kering, который женат на актриса Сальма Хайек.
Вертхаймеры почти патологически замкнуты, их образ жизни является воплощением тихой роскоши. “Мы очень сдержанная семья, мы никогда не болтаем”, - цитировали слова Джерарда Вертхаймера в интервью New York Times в 2002 году. “Это о Коко Шанель. Это о Карле.
Это обо всех, кто работает и создает в Chanel. Дело не в Вертхаймерах.” Но после переноса штаб-квартиры компании в Лондон в 2017 году они начали проливать некоторый свет на масштабы бренда. В 2018 году частная компания впервые в своей истории опубликовала консолидированные финансовые результаты, а в 2022 году бывший исполнительный директор Unilever Лина Наир сменила Алена Вертхаймера на посту генерального директора по всему миру, что положило начало масштабным кадровым перестановкам в высшем руководстве. “Все эти изменения были подготовлены, спланированы и сделаны продуманно, как и все, что мы делаем в Chanel”, - сказала она WWD в мае.
Эти шаги, предпринятые после смерти Лагерфельда в 2019 году, породили слухи о том, что Вертхаймеры хотят продать компанию или внести ее в список, что ее руководство последовательно отрицает. Согласно последним данным, опубликованным модным домом, выручка в 2023 году составила 19,7 миллиарда долларов, что на 16 процентов больше, чем при сопоставимых показателях, в то время как операционная прибыль выросла на 11 процентов до 6,4 миллиарда долларов. Наир подчеркнула, что за последнее десятилетие Chanel более чем удвоила свои доходы и численность персонала, и сейчас в ней работают 36 500 человек.