На арт-рынке прохладно, но работы в лондонском музее Frieze, Masters, набирают обороты
ЛОНДОН — Ярмарки изобразительного искусства Frieze London и Frieze Masters, которые проходят в Риджентс-парке, бросают вызов замедляющемуся спросу на рынке произведений искусства, демонстрируя многомиллионные продажи в первые несколько дней проведения мероприятия, которое продлится до воскресенья.
До сих пор выставки привлекали гостей и коллекционеров, в том числе Андреаса Кронталера, Рафа Саймонса, Тома Форда, Дриса Ван Нотена и Билла Мюррея. “В последние годы я все чаще прихожу на выставку Frieze London и на выставку Frieze Masters”, - сказал Кронталер, добавив, что искусство часто порождает идеи для будущих проектов или коллекций. Гости наслаждались атмосферой и платили миллионы за выставленные работы.
На выставке Frieze Masters, где основное внимание уделяется историческому, а не современному искусству, Hauser & Wirth продали картину Эдуарда Мане за 4,5 миллиона евро, работу Фрэнсиса Пикабиа за 4 миллиона долларов и картину маслом Аршила Горки “Непрозрачное” за 8,5 миллионов долларов “Наша тема - качество, и наши работы являются частью истории искусства, а также истории нашей культуры. Мы заметили, что интерес к качеству растет”, - сказал Карло Кнолль, старший директор швейцарской галереи, директором которой является принцесса Евгения.
Галеристы отметили, что ярмарка способна привлечь разнообразную международную аудиторию. “В городе было гораздо больше людей из-за рубежа, чем [ожидалось]. Приятно видеть, что Лондон по-прежнему значим на карте”, - сказала Элисон Жак, чья одноименная галерея выставляла свои стенды в Frieze London и Frieze Masters.
Жак сказал, что была продана группа работ молодой художницы Софи Бирбер, цены на которые варьировались от 9 000 до 10 000 фунтов. Галерея также продала картину Николы Л. За 125 000 долларов, а работа Аны Мендиеты была продана за 75 000 долларов. Лиза Де Симоне, представитель Elliott Fine Art, сказала: “Красота Лондона в том, что это настоящий плавильный котел. Мы общались с людьми из самых разных регионов, таких как Европа, Северная и Южная Америка и Азия”. Галерея сосредоточила свое внимание на женщинах-художницах, которые ранее были забыты в истории, но теперь вновь открыты и прославлены.
На выставке были представлены работы Франсуазы Жило, Джованны Гарцони и Сюзанны Фабри, а “Тройной автопортрет” последней был продан за 50 000 фунтов стерлингов. Галерея D'Lan Contemporary продала шесть картин Пэдди Бедфорда, современного австралийского художника и гравера из числа коренных народов, за нераскрытую сумму. Покупателями были американцы и австралийцы. Нью-Йоркская галерея современного искусства James Cohan представила работы Джесси Мокрина и Кеннеди Янко. Картины Мокрина, похожие на библейские сюжеты, стоимость которых варьируется от 90 000 до 550 000 долларов, были распроданы во второй половине дня четверга, на второй день работы ярмарки. У Янко осталось всего несколько экземпляров по цене от 65 000 до 200 000 долларов. Галерист Морин Пейли, известная дама в мире искусства, также была в приподнятом настроении — отчасти из-за энергии Лондона и великих художников, которых она представляла на своем стенде. В ее галерее было продано множество работ Кайи Доначи, Чиомы Эбинамы, Алехандро Гарсии Контрераса и Джиллиан Уиринг, которая после пандемии переключилась на живопись и акварель.
Пейли, одетая в свою фирменную черную униформу и темные солнцезащитные очки, выставила на стенде одну из самых посещаемых работ - гравюру Вольфганга Тиллманса без рамки 1998 года под названием “Майкл и Стефан”, на которой изображены двое мужчин в интимный момент, которая также была продана в четверг днем. Несмотря на то, что ярмарки прошли успешно для многих галерей, Жак сказал, что рынок остается холодным.
По ее словам, галереи отреагировали на это тем, что убрали рекламируемые экспонаты и вернули акцент на “великие и важные работы”. В то же время Ева Лангрет, художественный руководитель Frieze London с 2019 года, стремится разнообразить художественную ярмарку. “Цель ярмарки - открыть для себя новые области искусства и привлечь тех, кто еще не был вовлечен в дискуссию. Лондон — это место, куда люди со всего мира, включая меня, приезжают изучать искусство, становиться кураторами, экспериментировать и находить свой путь в мире искусства - очень важно, чтобы выставка отражала это”, - сказала она.
Среди 160 галерей, принимавших участие в выставке Frieze London, были Ливия Бенавидес (Livia Benavides) площадью 80 М2 из Лимы, Перу, специализирующаяся на латиноамериканском концептуальном искусстве, греческая галерея The Breeder, базирующаяся в Афинах, египетская галерея Gypse из Каира, одним из художников которой является политически провокационный Басим Магди, и индийская галерея экспериментатора. Галерея, филиалы которой расположены в Калькутте и Мумбаи, признала войну на Ближнем Востоке, которая началась год назад с израильско-палестинского конфликта.
На выставке была представлена работа Бани Абиди, которая сделала рисунки известных личностей, высказывающихся о конфликте. Одна из работ называлась "Дрожащие руки Джонатана Глейзера". Вдохновением для нее послужило то, что британский режиссер зачитал свою благодарственную речь за фильм “Зона интереса. Глейзер, получивший премию ”Оскар“ за лучшую режиссуру в 2024 году, спорно воспользовался моментом, чтобы осудить Израиль за его действия в Палестине, заявив, что они превратили ”так много невинных людей" в жертв.
Юлий Карацики, менеджер афинской галереи Kalfayan, сказал, что цель галереи - “служить мостом между Востоком и Западом. ”На выставке были представлены и проданы работы 10 художников, включая Фариду Эль Газзар, греко-египтянку, Эдуарда Сакайана, греко-армянского художника, живущего в Париже, и Влассиса Каниариса, греческого художника, чьи работы в настоящее время выставлены в галерее Тейт Модерн. Компания Dunhill, давний партнер Frieze Masters, также рассказала о многообразии мира искусства, проведя серию бесед в течение пятидневного мероприятия.
В день открытия выставки с докладами выступили американский художник Гленн Лигон и иракский живописец и скульптор Диа Аль-Аззави. Последняя выставка Лигона “Повсюду” открылась в прошлом месяце в музее Фитцуильяма в Кембридже, Англия, и на ней представлены работы, вдохновленные творчеством Джеймса Болдуина.
Помимо привлечения большего числа участников и голосов со всего мира, Frieze стремится развивать новые галереи. В Frieze London есть раздел под названием Focus, в котором представлены галереи, основанные 12 лет назад или меньше. Stone Island поддержал секцию, предложив стипендии 34 начинающим галеристам. Многие галереи заявили, что участие в программе Focus дало им толчок в развитии бизнеса. “Frieze London буквально изменила траекторию развития галереи. У нас действительно большой контингент британских коллекционеров, но некоторые из наших предыдущих коллекционеров были из Италии и США”, - сказал Фредди Пауэлл, основатель Ginny on Frederick. На стенде галереи состоялась персональная презентация работ Шарлотты Эди, на которой к полудню четверга было продано восемь из 10 работ.
Бренд Brunette Coleman, дебютировавший на выставке Frieze Focus, продал все свои работы с персональной презентации Нэта Фолкнера сразу после начала ярмарки. Работа художника “Искусственное солнце II” была приобретена Центром фотографии при Музее Виктории и Альберта.
Эта же работа была использована на футболке Frieze staff в сотрудничестве со Stone Island. Стоимость работ Фолкнера колеблется от 1500 до 6000 фунтов стерлингов, что является более доступной ценой по сравнению с некоторыми другими стендами. “Нэт — молодой художник, а мы молодая галерея, мы растем вместе, поэтому мы удерживаем цены на его работы на разумном уровне”, - сказал Тед Таргетт, директор Brunette Coleman.