Национальный архив Франции исследует историю текстиля на выставке «Сделано во Франции» в Париже

Национальный архив Франции исследует историю текстиля на выставке «Сделано во Франции» в Париже


Париж может претендовать на звание столицы моды, и новая выставка в Национальном архиве рассказывает о том, как текстильная и торговая политика влияли на развитие швейной промышленности страны на протяжении веков. В двух залах на втором этаже большого здания Национального архива в парижском районе Марэ представлена выставка “Сделано во Франции”, посвященная не столько моде, сколько ремеслу и культуре текстиля, начиная с кодификации стандартов производства с помощью официальных печатей при короле Людовике XIV, закрепляющая статус страны как центр роскоши. Здесь присутствуют интриги и шпионаж, рассказывается о первых законах, регулирующих производство, и об оборудовании древних ткацких станков, а также о других уникальных экспонатах, а затем речь заходит о политике и текущих политических событиях.

Спонсором выставки является Пьер Фрей. Проект “Сделано во Франции”, подготовленный тремя историками — Анн-Софи Линхард и Алексией Раймондо из Национального архива, а также Эсклармондой Монтей из Министерства культуры, — исследует историю текстильного производства с 17-го века до основных потрясений послевоенного периода. “[Выставка] на самом деле посвящена ключам к пониманию текстиля, потому что, хотя все мы носим с собой материалы или контактируем с ними весь день, на самом деле мы не так уж хорошо их знаем.

Индустриализация текстильной промышленности в 19-м и 20-м веках привела к тому, что мы потеряли связь с происхождением текстильных материалов”, — сказал Монтейл. Она добавила, что название “Сделано во Франции” на английском языке призвано вызвать ассоциации с этикеткой как с символом качества, а также с идеей о том, что французский опыт по-прежнему важен для потребителей со всего мира.

Все началось с генерального контролера Людовика XIV Жан-Батиста Кольбера. Он был первым, кто ввел правила в области производства и торговой политики, в том числе установил стандарты для текстиля, например, сколько нитей следует использовать для изготовления различных видов шерстяной ткани и как их следует окрашивать.

Эти правила привели к появлению здесь первых торговых марок и королевских печатей, которые подтвердили качество продукции покупателям в стране и за рубежом. Колберт также назначил инспекторов для посещения фабрик, и эти чиновники старательно собирали образцы, снабжали их комментариями и переплетали.

Национальный архив извлекает из своих обширных запасов эти книги, наполненные полосками разноцветной ткани, которые сохранились так хорошо, что мы можем видеть их оригинальные яркие оттенки. В книгах представлены образцы шелка, хлопка и бархата, а также яркие принты.

Инспекторы также отмечали производственные условия, например, количество ткачей, печатников или граверов, работавших над текстилем, что давало дополнительную информацию о том, как производились изделия, и делали поучительные рисунки, изображающие внутреннюю работу фабрик. Хотя изначально рисунки были задуманы как техническая документация, их эскизный и акварельный стиль современному глазу кажется изящным произведением искусства.

На экране демонстрируются видеоролики, в которых актеры в экстравагантных костюмах воссоздают исторические моменты, а также другие видеоролики, объясняющие механику изготовления текстиля, включая демонстрацию тонкостей жаккарда. Большая часть экспозиции посвящена международной торговле и тому, как французские производители отправляют свой экспорт далеко за рубеж, в Китай, Латинскую Америку и на Ближний Восток.

Есть также интересные примеры первых международных торговых ярмарок, организованных для продвижения французских товаров. В него включены примечательные детали интриг, такие как то, что правительство переманивало голландских производителей, которые были известны своим качеством тканей, и привозило их во Францию для создания фабрик, а также подробности о британских шпионах, которые переманивали квалифицированных рабочих для производства шелка через Ла-Манш.

Платье, позаимствованное у Palais Galliera, представлено на выставке, чтобы подчеркнуть влияние текстиля, многие из первых синтетических красителей содержали мышьяк и вызывали у их обладательниц болезни. Еще одна экспозиция посвящена первым законам, ограничивающим детский труд, и тому, как это повлияло на фабричное производство.

Монтейль отметил, что в настоящее время во Дворце Галлиера создана исследовательская группа для изучения того, какие предметы одежды из их коллекции содержат мышьяк. Просторный первый зал уступает место второй части экспозиции, более темной, серой и явно менее величественной, которая рассказывает о развитии текстильной промышленности после Второй мировой войны, включая изобретение синтетических материалов на масляной основе и их влияние на производство.

Такие выставки, как “Как синтетика завоевала мир”, рассказывают о росте производства дешевых и простых в производстве тканей и о том, как отечественная французская промышленность, которая опиралась на натуральные волокна, в последующие годы стала более хрупкой. Выставка посвящена глобализации, и в то время французское правительство направляло в Китай высокопоставленные торговые миссии, что не привело к увеличению экспорта текстиля. “Это вызов для французских компаний, которым приходится сталкиваться с открытием рынка и, следовательно, модернизировать свое оборудование, а также свои предложения”, — сказал Линхард.

Французское правительство потратило миллионы на поддержку текстильной промышленности, но в конечном итоге они не смогли конкурировать, несмотря на торговые соглашения. “Но не было никаких реальных конкретных правил, которые позволили бы французским компаниям справиться”. По мере продвижения выставки по 1990-м годам становится понятна политика, а также текущие проблемы, связанные со швейной промышленностью, и то, как глобализация повлияла на французское текстильное производство. Выставка знакомит посетителей с современными потребительскими привычками, включая графики, показывающие, что мировое производство текстиля выросло более чем вдвое — с 6 килограммов, или 13 фунтов, текстиля на человека в год в 1956 году до 14 килограммов, или 30 фунтов, в 2020 году.

В нем также приводятся некоторые отрезвляющие статистические данные, например, о том, сколько масла используется текстильной промышленностью для производства синтетических материалов и сколько углерода выделяется при производстве таких изделий, как футболки. В качестве положительной стороны, выставка объясняет предлагаемую французскую систему начисления баллов за маркировку “ecoscore”. “Сделано во Франции” завершается идеей о том, что, возможно, возвращение к некоторым аспектам идеи Кольбера о стандартах качества и торговой политике может оказать влияние на торговлю текстилем.

Выставка продлится до 27 января в Национальном архиве в Париже.





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *