В чем смысл фильма <Дом, который построил Джек> (2018)
Художник, женоненавистник, нацист, романтик, нигилист — может ли автор быть всем одновременно? В случае с Ларсом фон Триером он может быть чем угодно, хотя он яростно настаивает на том, что нацистом не является.
На протяжении всего фильма «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» (2018) кажется, что фон Триер использует титулованного психопата/художника в качестве катализатора для решения всех предполагаемых аспектов своей сложной личности. Джек (Мэтт Диллон), несомненно, наиболее близок к аватару фон Триера, представленному в его фильмографии.
Мета-природа ДОМА, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК, была бы утеряна только для зрителя, совершенно незнакомого с предыдущими фильмами фон Триера, и большинство из них узнают самореферентную сцену, где Джек выбрасывает плакаты, выражающие аспекты его личности, на которых сосредоточилось киносообщество и критики.
Эгоизм. Пошлость. Грубость. Импульсивность. Нарциссизм. Интеллект. Манипуляция. Перепады настроения. Вербальное превосходство.
К этим слонам в комнате обращается философский и несколько чрезмерно снисходительный голос за кадром, в то время как Джека ведет через круги ада в стиле Данте в стиле ада Вирдж (Бруно Ганц), в основном бестелесный суррогат зрителя, их вопросы и контрапункты. Фильмы фон Триера никогда не были легко доступны. Это связано как с содержанием в его фильмах, так и без них.
Зрители вынуждены бороться с извечным вопросом: «Можно ли отделить художника от искусства?» Карьера режиссера была омрачена заявлениями о предполагаемых сексуальных домогательствах и неудачами со стороны СМИ, которые позволили критикам заклеймить фон Триера женоненавистником и сторонником нацизма.
«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» — это высказывание об искусстве и о том, как люди интерпретируют это искусство. Когда Джек рассказывает Вирдж свою историю в пяти «Инцидентах», он настаивает на том, что совершил искусство, а не убийство. Каким бы жестоким и садистским ни был его поступок, Джек склоняет тему к добродетели своего искусства.
История рассказана таким образом, что аудитория постоянно ставит под сомнение достоверность истории Джека. Он совершенно ненадежный рассказчик, и истории, которые он рассказывает, временами кажутся слишком фантастическими, чтобы быть реальными. Однако некоторые Инциденты задевают честный и знакомый нерв.
Для многих женщин, являющихся поклонницами Ларса фон Триера, фильм заставил их задуматься. Как и в любом другом фильме, посвященном «экстремальным» элементам, «ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» содержит насилие почти исключительно в отношении женщин. От этого жестокого обращения есть небольшой отход, но, поскольку внимание Джека смещается на детей, это не приносит особого облегчения.
Аллегорическое и метафорическое значение изображений в «ДОМЕ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК» подробно обсуждалось. И кажется, что большинство критических аналитиков избегают фильма как чистого снисходительного сексизма и едва завуалированной атаки на женщин в жизни фон Триера. Но это исключает другие голоса в истории.
Янле Халлунд, как утверждает фон Триер в интервью на DVD, сыграл большую роль как в этом фильме, так и в «Нимфоманке 1 и 2», которые также подверглись резкой критике. Также в его фильмах постоянно присутствуют Ума Турман (Нимфоманка), Шарлотта Гейнсборо (Антихрист), Шивон Фэллон Хоган (Танцующая в темноте) и другие, что создает хотя бы малейшее впечатление, что рабочие отношения с Фон Триером носят профессиональный характер. Достаточно, чтобы вернуться еще.
Софи Гробёль сказала в интервью The Guardian: «Среда, созданная Ларсом, была настолько любящей, безопасной и спокойной, что мы смогли снять эти довольно тревожные сцены».
Это факты, на которые люди предпочитают не ссылаться, говоря о работе Ларса фон Триера. Но в то время как ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК, является подлым, развратным, гротескным произведением самоанализа, он воспринимается не как наказание женщин, а скорее как внутреннее отвращение психически неуравновешенного мужчины.
Как говорит Вирдж, Джек — «жалкий невротик, пронизанный компульсиями». Во всяком случае, фон Триер, кажется, действительно понимает правду о том, что значит быть женщиной, идущей по миру, и значение мужского взгляда, когда этот мужчина решает, что он может делать с телом все, что захочет, когда желание настигает его.
Люди приходят в ярость, наблюдая насилие над женщинами на экране, но оправдывают присутствие такого насилия в повседневной жизни. Это повторяющаяся тема в обществе, и можно сказать, что фон Триер подчеркивает лицемерие культуры обвинения жертв во многих моментах в «ДОМЕ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК».
В фильме также есть моменты такого сюрреализма, что событиям легче поверить в фантазии, чем в реальность. Это может быть проанализировано через женский взгляд таким образом, что фильм не просто отвергается как чистая грязь, как многие зрители хотят его классифицировать, но как зеркало общества, которое скорее закроет глаза, чем будет считаться с ним. Как они настраивают мальчиков и девочек, мужчин и женщин друг против друга.
Токсичная мужественность, патриархальные нормы и то, как Джек, у которого есть настоящий комплекс Бога, относится к женщинам, являются ключевыми темами в «ДОМЕ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК».
1-й инцидент
Можно предположить, что это первое убийство Джека. Он сдержан, замкнут, не хочет общаться с Леди 1 (Ума Турман), когда она подталкивает его отвезти ее в город, чтобы починить ее сломанный домкрат (понятно?). Эта сцена разыгрывается так, как будто мысли Джека передаются через ее голос.
«Ой. Это была ошибка. Я сажусь в машину с незнакомцем. С таким же успехом вы можете быть серийным убийцей. Извиняюсь. Ты действительно похож на него.
Леди 1 немедленно обращает внимание на ошибку, которую она, возможно, совершила слова, которые мать годами говорит своей дочери только для того, чтобы девочка залезла в первую же машину, которая предложила ей подвезти. Она оскорбляет Джека, подстрекает и высмеивает его. Она «просит об этом».
Неважно, что Джек делает, чтобы уйти от нее, она просто продолжает давить на него. Когда внешнее спокойствие Джека дает трещину, и он огрызается на нее, говоря: «Меня отвлекла твоя чертова болтовня», вы почти можете почувствовать бесчисленное количество мужчин, кивающих в знак признания.
После того, как Джек бьет ее домкратом, Вирдж насмехается над ним, акцентируя его внимание на том факте, что женщина была «по общему признанию невыносимой». Первый инцидент с Джеком был слишком банален, чтобы Вирдж могла его принять. И зрители тоже сидят в этом ощущении.
Казалось, что Джек спорил сам с собой, говоря себе, что он слишком слабак, чтобы когда-либо кого-либо убивать. Джек потворствует той части аудитории, которую приучили думать о женщинах как о клячах.
2-й инцидент
Инстинкты являются ключевым элементом ДОМА, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК, поскольку женщины-жертвы Джека не признают свои. В следующем инциденте Джек наблюдает за Леди 2 (Шивон Фэллон Хоган), когда она идет по улице и входит в свой дом. Он следует за ней ползком, совершенно заметный, но женщина никогда не оборачивается, чтобы исследовать ярко-красный фургон на пустой дороге.
Когда Джек впервые подходит к дому, он проверяет дверь. Он заперт, это первый уровень защиты, который требует от Джека использования его хорошо отработанной харизмы. Когда Леди 2 открывает дверь, Джек становится воплощением человека, которого учат бояться маленьких девочек. Он представляет себя сотрудником полиции, но не может предъявить удостоверение личности.
Его глаза сканируют пространство позади Леди, цепляясь за любую информацию, которая поможет ему завоевать ее доверие, помочь ему проникнуть внутрь. Его открытие происходит после того, как он отбросил одну ложь и принял другую — он не полицейский, а страховой агент, и он может помочь ей получить деньги.
Он импровизирует, но не очень хорошо, и инстинкты, с которыми Леди начинает сцену, быстро исчезают. Она даже произносит «что самое худшее, что может случиться», когда открывает дверь и поворачивается к нему спиной.
Этот инцидент призван показать интенсивность обсессивно-компульсивного расстройства Джека, но он также показывает важность инстинкта и то, как легко его можно обойти несколькими тщательно продуманными ложью. Внезапность обращения Леди 2 к доверию Джеку — еще один момент, который ставит историю под сомнение, не говоря уже об абсурдности кровавого бегства Джека.
Опять же, это похоже на сон, сон о герое, зарабатывающем свои медали. После этого убийства Джек становится более неосторожным, превращаясь в «отъявленного» серийного убийцу по кличке «Мистер Робот». Утонченность», выставляет напоказ свое эго и высокомерие, которые позже заставят его упасть в адское пламя.
3-й инцидент
Третий инцидент, ставший причиной многих забастовок в театре, направлен на то, чтобы наказать леди 3 ( Софи Гробёль ), мать с двумя сыновьями, за то, что она пустила волка в курятник. Джек стал более комфортно убивать, стал более садистским, его обсессивно-компульсивное расстройство пошло на убыль, он отказался от образа невинного изгоя в стиле Гейси ради более грубого, мужественного фасада.
Джек называет охоту «неприятной», поскольку описывает лучший способ убить семью животных. Это, конечно, приводит к ужасным образам Джека, отслеживающего детей через прицел своей винтовки, прежде чем выстрелить в каждого из них.
Джек заявляет, что он всегда считал себя этичным охотником, и он, кажется, верит в это, даже когда он заставляет Леди 3 кормить пирогом своих мертвых сыновей, когда он проповедует свою философию. В конце Инцидента Джек выстроил убитую семью в качестве трофея вместе с пойманными им воронами, поскольку его Голос за кадром требует, чтобы публика не смотрела на действия, а смотрела на работы.
Фон Триер использует самую деликатную тему, детей, чтобы спровоцировать возмущение и гнев. Это сцена, которая заставила людей уйти. Не почти 4-минутное удушение Леди 2 или жестокое избиение Леди 1.
4-й инцидент
Четвертый инцидент является наиболее точным изображением оскорбительных отношений и того, на что общество идет, чтобы игнорировать и часто обвинять жертв. Этот сегмент жестокий, манипулятивный, и кажется, что Джек был самым честным в рассказе своей истории.
Джек утверждает, что у него был настоящий роман с «Простой»/Жаклин (Райли Кио), единственной женщиной, которой он действительно дал имя. Но зрители не видят любви, только тоску. Используя стратегию Теда Банди, имитирующую травму, чтобы казаться менее угрожающей, зритель вынужден смотреть, как Джек играет со своей добычей.
Он влюбляется в Жаклин, а затем упрекает ее. Он называет ее лодкой мечты, а потом тупицей. Жаклин — это каждая женщина, застрявшая в маленькой комнате с бешеной собакой. Ее лицо изо всех сил пытается показать любовь, но в конечном итоге выдает ее страх. По мере того, как сцена обостряется, Джек позволяет Жаклин сбежать вниз и умолять полицейского, который немедленно спрашивает ее, пила ли она.
Его не трогают ее мольбы о помощи, и в конце концов он уезжает. Он отказывается ей верить. Далее следует речь, которую некоторые могут счесть внутренним монологом фон Триера, но она больше похожа на критику создателем фильма криков жалости к себе многих самопровозглашенных «инселов».
«Когда кому-то не повезло родиться мужчиной, вы также рождаетесь виновным. Подумайте о несправедливости в этом. Женщины всегда жертвы, верно? А мужчины всегда преступники».
Это та речь, которую большинство женщин, вероятно, слышали по крайней мере дважды в своей жизни. Это то, о чем плачут насильники на суде. Это то, что используется против женщин, чтобы заставить их усомниться в своих инстинктах.
Это влияние общества и ожиданий, возлагаемых на пол патриархальными и религиозными нормами, однако мужчины видят в женщинах причину, по которой они чувствуют себя униженными. Джек выплевывает свою жалкую обличительную речь непосредственно перед тем, как отрезать Жаклин груди, шлепнув одну по лобовому стеклу копа, а другую используя для изготовления кошелька для сисек.
Это единственный момент сексуального насилия в фильме, но он не кажется сексуальным. На более глубоком, подтекстовом уровне нетрудно увидеть в Жаклин воплощение женской стороны Джека, которую он ненавидит как слабую и глупую. Это приобретенная ненависть, а не врожденная.
В конце концов, поскольку Джеку приходится расплачиваться за свои действия, не имеет значения, что изображения убитых — женщины. Это аспекты внутреннего «я» Джека, от которых он всю жизнь пытался избавиться. Когда Вирдж ведет Джека через Катабазис, в нем нет раскаяния. Фактически, в какой-то момент Джек прямо заявляет, что ни в чем не раскаивается.
Женщины, несомненно, были объектом порицания в обществе. «Комплекс Евы», которому учат организованные религии, изображает женщин искусительницами — причиной падения человека из Эдемского сада. Женщины ДОМА, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК, — это те части Джека, которые он отвергает и ненавидит. Это ядовитая мужественность Джека, его отвергнутая человечность. Они доверчивые ягнята свирепого Тигра Джека.
Ларс фон Триер снимает фильмы для себя, а не для своих зрителей. Он сказал, что снимает фильмы, которые в противном случае не были бы сняты, и использует аллегории и символизм как дешевые уловки, чтобы сделать вещи монументальными.
Это хорошее искусство — это черный лес, через который люди должны пройти, но боятся пройти. Он знает, как критики воспринимают его фильмы, но ему все равно. Каждый должен решить, может ли он разделить искусство и художника, но он также должен понять, что тот факт, что у кого-то есть возможность создать что-то чудовищное, не делает его монстром.