Vacheron Constantin Исследует культурные диалоги на протяжении веков
Vacheron Constantin, швейцарский дом высокого часового искусства с долгой историей, имеет удивительную связь с китайской культурой. Начиная с пробного освоения китайского рынка в середине 19-го века и заканчивая полномасштабной феерией часового дела в начале 21-го века, которая полностью интегрировала китайскую культуру, от блестящей интерпретации 12-летнего цикла Легенды о китайском зодиаке до культурной дани в виде “Утеса морской воды”, нанесенного на циферблаты часов, безграничная фантазия и изобретательность стали результатом взаимодействия Дома и китайской культуры. В 2024 году выставка «Часы и чудеса» вернулась в Шанхай.
Журнал WWD в ходе подробной беседы с Кристианом Селмони, директором по стилю и культурному наследию Vacheron Constantin, рассказал о том, как Дом создает новое полотно в рамках высококлассного часового дела, в котором отражаются китайская история и культура.
В начале августа в храме Пуду, расположенном у подножия Императорского города в Пекине, открылась выставка под названием “Утес с морской водой в путешествии во времени”. В этом историческом комплексе, который когда-то служил резиденцией герцога Руйского в Доргоне, Vacheron Constantin в очередной раз продемонстрировал свои выдающиеся достижения в области культуры и искусства. Вдохновленный мотивом “Утеса с морской водой”, который высоко ценился при дворах династий Мин и Цин, Vacheron Constantin умело объединил богатое китайское культурное наследие с изысканным швейцарским часовым мастерством, представляя путешествие во времени, охватывающее разные эпохи и объединяющее в себе сущность Востока и Запада.
В конце месяца Vacheron Constantin в очередной раз представил серию новых творений на выставке высокого часового искусства “Часы и чудеса” в Шанхае. Самая привлекательная из них — новая серия Metiers d’Art «Легенда китайского зодиака», «Год змеи». Взаимное вдохновение швейцарского высокого часового искусства и китайской культуры — вот что делает дом неподвластным времени и популярным в Китае в эту эпоху стремительного развития. В поисках связей: удивительная связь, объединяющая китайскую культуру и швейцарское высокое часовое искусство В 18 веке швейцарская часовая промышленность была далека от того всемирно известного статуса, которым она пользуется сегодня, и была всего лишь игрушкой для западноевропейских королевских особ и знати.
Постепенно часовщики начали продавать свою продукцию в Россию, Турцию, на Ближний Восток и в конце концов добрались до Японии и Китая. Эти экзотические “импортные товары” сразу же пришлись по вкусу членам королевской семьи, что привело к созданию двух специализированных мастерских в Сучжоу и Гуанчжоу для развития собственного часового дела в Китае, что ознаменовало первую встречу между китайской традиционной культурой и швейцарским часовым производством высокого класса.
С момента своего основания в 1755 году дом Vacheron Constantin имеет глубокие корни в области искусства и культуры и стремится расширять творческое пространство часового искусства. К середине 19 века у дома сформировались неразрывные связи с Китаем. Начиная с 1845 года, Дом начал осваивать новые горизонты в Азии, особенно в Китае. Vacheron Constantin сыграл ключевую роль в создании ювелирного бренда среди высокопоставленных придворных, для которых он производил так называемые китайские часы, богато украшенные гравюрами или эмалями и часто продававшиеся парами.
Эти часы также обладали замечательной водостойкостью, что было неоспоримым преимуществом, учитывая влажный климат Поднебесной. С тех пор Дом продолжает укреплять свое историческое присутствие в Китае благодаря многочисленным партнерским отношениям и созданию часов под влиянием азиатской и, в частности, китайской культуры, которые высоко ценятся ценителями часов и коллекционерами.
Эта открытость миру в сочетании с ненасытным интересом к культуре демонстрируется в последней мастерской Vacheron Constantin, демонстрирующей свои художественные разработки. Китайская традиционная культура, с ее ярким разнообразием и неповторимым шармом, сотканным из широкого спектра влияний, стала неисчерпаемым источником творческого вдохновения для Дома. “Дань традиционной культуре: утес с морской водой в путешествии во времени” — это специальная выставка в пекинском храме Пуду.
Выставка, организованная г-ном Сон Хайяном, бывшим младшим научным сотрудником Дворцового музея в Пекине, является результатом сотрудничества со швейцарской часовой компанией Vacheron Constantin. Выставка демонстрирует оригинальные связи между китайским культурным наследием и швейцарским часовым мастерством.
Артефакты, пропитанные историей, скрупулезно изображают “Утес с морской водой”, традиционный декоративный мотив, от его первоначальных узоров в виде гор и воды до символики вечной национальной удачи и процветания, и в то же время свидетельствуют о преемственности славной китайской цивилизации. В то же время выдающиеся серии, представленные на этой выставке, в том числе «Виллес Люмьер» из серии Metiers d’Art, «Легенда о китайском зодиаке» и «Флорилег» с изображением китайской орхидеи-журавля, демонстрируют художественное наследие часового дома и его уникальную связь с глубокой китайской культурой через миниатюрные часы. наберите номер. “Мы испытываем огромную привязанность ко всем цивилизациям, искусствам и ремеслам, что является истинной сутью серии Metiers d’Art.
Около трех с половиной лет назад мы начали подумывать о создании серии, вдохновленной «Морским утесом», так как были чрезвычайно впечатлены одеяниями дракона и императорским двором. Для нас было практически невозможно изобразить одеяние дракона на наручных часах, используя существующие материалы и технологии.
Мы знаем, что символическое значение очень важно в китайской культуре, речь идет не только об узорах, но и о цветах и художественной форме выражения. Чтобы решить эти проблемы, мы обратились к мистеру Сонг, бывшему младшему библиотекарю-исследователю Дворцового музея, за помощь, которая щедро участвовала в этом проекте и руководила нашей командой на протяжении всего процесса проектирования, позволила нам воспроизвести на наручных часах «Утес с морской водой», изображенный на одеянии дракона, и точно отдать дань уважения древней китайской традиционной культуре и символическому искусству.
С моей личной точки зрения, это, пожалуй, самый интересный набор изделий из серии Metiers d’Art, где мы можем использовать наши швейцарские традиционные ремесла, такие как резьба по золоту и роспись эмалью, чтобы передать изначальный смысл древней китайской культуры. ”В интервью Селмони поделился историей, стоящей за этим произведением. Чтобы погрузиться в самобытный декор XIV — начала XX веков, Дом уделил особое внимание декоративному искусству и, в частности, мотиву “Утес с морской водой”, который вездесущ на придворных архитектурных элементах, а также на мебели и фарфоре, а также на императорской одежде и, в частности, на мантиях «дракон».
Во времена династий Мин и Цин это украшение, вышитое на нижнем подоле и манжетах халата, считалось благоприятным для тех, кто его носил. На четырех своих новых часах Vacheron Constantin ярко изображает вздымающиеся волны и возвышающиеся горы в этом стиле.
За последнее десятилетие для швейцарских часовщиков стало обычным делом черпать вдохновение в китайской культуре, и бесчисленные бренды предпринимают интересные попытки. Если мы вернемся к стилю декоративно-прикладного искусства эпохи ар-деко, которая началась столетие назад, то увидим, что многие часовые и ювелирные бренды также использовали запоминающиеся образцы египетской, персидской или китайской культур.
В искусстве рококо, столь любимом французской королевской семьей, восточный фарфор также был важным украшением дворца, о котором нельзя было не упомянуть. Восточная культура и западное искусство, хотя и имеют разное происхождение, никогда не были разделены.
Со временем эти двое неизбежно и радостно встретятся на вершине. Традиционные символы: глубокая интерпретация часового мастерства Рассказывая о том, что послужило источником вдохновения для создания этих часов, Кристиан Селмони отметил: “На самом деле, нашей первоначальной идеей было представить изделие, которое выглядело бы как одеяние дракона на часах, но в китайской культуре каждый узор имеет свое значение.
Столкнувшись с таким большим выбором, мы нуждались в эксперте, который хорошо разбирался бы в китайской культуре, чтобы помочь нам сделать выбор. Поэтому мы искренне благодарны мистеру Сонгу за все усилия, которые он приложил к созданию этого материала за кулисами.
Это не только потому, что он познакомил нас с глубоким символическим значением, стоящим за ”Утесом с морской водой», но и потому, что подходящие элементы, выбор цветов и так далее были созданы благодаря его усилиям».