Выставка бантов Йоджи Ямамото в Милане
МИЛАН. “Йоджи Ямамото не нравится идея ретроспективы”, — говорит Алессио де Наваскес, куратор выставки, посвященной легендарному японскому дизайнеру, которая открылась в четверг на Корсо Комо, 10 и продлится до 31 июля. Де Наваск и Тициана Фаусти, владелица миланского концептуального магазина, постарались выполнить желание Ямамото организовать выставку, которая подчеркивала бы вневременность. “Йоджи Ямамото. Письмо в будущее” представляет 25 архивных и актуальных моделей одежды из коллекций с 1986 по 2024 год в Galleria venue, одном из помещений, которое было реконструировано в рамках полной реконструкции здания на Корсо Комо, 10.
Это светлое пространство, оформленное в индустриальном стиле, усиливает визуальный эффект фирменной и яркой одежды Ямамото, выполненной в основном в черном цвете с вкраплениями красного. Цитаты Ямамото появляются на белых стенах позади одежды, и одна из них, в частности, касается использования цвета: “Меня интересовало только движение ткани по телу, поэтому я не хотел использовать цвет.
Белый или черный. Этого достаточно. Так что в конце концов я совершенно забыла о цвете”. Де Наваск, куратор и преподаватель Отдела архивов моды в Университете Ла Сапиенца в Риме, сказал, что название выставки определяет “амбивалентные и поэтические отношения дизайнера со временем, в асинхронном потоке форм, асимметрии и материалов”. В одной из цитат Ямамото говорит: “Я с волнением возвращаюсь к работе, которую я делал в прошлом, чтобы испытать себя и посмотреть, смогу ли я воплотить ее в жизнь. Я всегда стремлюсь создать что-то необычное, всегда стремлюсь к новизне.
У меня нет представления о будущем, у меня есть только завтрашний день”. В выставочном зале красное шелковое пальто в викторианском стиле из коллекции осень—1986 представлено рядом с коллекцией осень-2024, показанной в Париже в марте прошлого года, — серым шерстяным пальто с хвостом. Фасоны из осенней коллекции 1996 года, в которой фетр использовался как оригами, представлены в платьях весны 1999 года, освобожденных от слоев ткани.
Во время показа Де Наваскес сказал, что предметы одежды представлены не в хронологическом, а в тематическом порядке, “в диалоге между разными эпохами, преодолевающем концепцию времени». С ранних дней и до сегодняшнего дня идеи Ямамото по-прежнему актуальны и очень сильны.
Он один из самых выдающихся творцов в истории моды”. Компания Fausti, которая в 2020 году приобрела 10 магазинов Corso Como у основательницы бренда Карлы Соззани, похвалила Ямамото за “чистый интеллект» и гениальность. Я всегда восхищался тем, как ему удается уникальным образом придать объем и структуру чистым линиям японской культуры”. Ямамото, по словам Де Наваскеса, “сочетает в себе ощущение духовности дзен с чувственной и драматической силой формы.
Мы являемся свидетелями исторического момента, когда, как и в годы его дебюта в Европе, телесность, кажется, освободилась от надстроек и гендерных стереотипов, но при этом мы подвергаемся чрезмерному воздействию и постоянному осуждению, как это происходит в социальных сетях”. Идея дизайнера “заключается в том, что тело воздействует на одежду через ее несовершенные и привлекательные формы, которые подходят для любого типа тела и духа”. Куратор подчеркнула плавность форм, то, как дизайнер “разобрал западный силуэт, и одежда, кажется, дышит, не скованная рамками предопределенной формы. Тело становится свободным и придает форму одежде”. В заключение он сказал, что вместе с Ямамото он стремился создать “яркую” выставку. “Иногда модные экспонаты могут показаться немного мертвыми, но сила его идеи позволяет вести современный и экспериментальный диалог. ”Стремление дизайнера “приветствовать несовершенство в любой форме, а также драпировку и скульптурность тканей как повторяющиеся характерные черты, которые произвели революцию в отношениях между одеждой и человеком, являются универсальным посланием вечной свободы, устремленной в будущее”. В некоторых своих цитатах Ямамото выразил свое внимание к нынешним временам. “Условия в каждой стране очень разные, однако молодым людям во всем мире я бы сказал: изучайте историю не для того, чтобы повторять одни и те же ошибки, учитесь на опыте прошлого, чтобы создавать будущее.
Не устраивайте больше войн, вы должны скорбеть о многих войнах, которые развязали люди, они разрушили связь между сообществами”. Изменение климата также было в центре внимания: “Чтобы жить в будущем, вы должны быть здоровы, правильно питаться и спать, заботиться о своем теле и окружающей среде. Температура в мире становится все выше и выше, из-за этой жары вам будет трудно дышать и ясно мыслить”. И хотя он признался, что “не боится времени, мне все равно, состарит ли оно меня.
Мне нравится Сакура, потому что цветы так легко опадают”, — написал он. “Мне не хватает моих соперников, хотя со временем я потерял их всех. Они также были друзьями, это кажется одиноким, но на самом деле лучший соперник, который у тебя может быть, — это ты сам”. Фаусти с гордостью подчеркнул, что это первая выставка, посвященная Ямамото, в Италии почти за два десятилетия.
В 2005 году на выставке “Соответствия” во Флоренции, проходившей в рамках выставки Pitti Immagine Uomo, в галерее современного искусства Moderna были представлены 90 нарядов, созданных дизайнером, в сочетании с коллекцией произведений искусства Антонио Кановы и Джованни Дюпре из музея. За ней последовала еще одна выставка в Музее моды и текстиля Лувра.
Предыдущие выставки были представлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2011 году. В 2016 году в Токио открылась выставка “Возможности для рисования и ткачества”, на которой были представлены одежда, скульптуры и художественные инсталляции, созданные самим Ямамото.
Карла Соззани основала «10 Corso Como» в 1991 году, и с момента ее поглощения Fausti не только приступила к структурной перестройке, но и назначила Джанлуку Борги главным исполнительным директором, поручив ему расширение концепции бренда магазинов по всему миру.