Задача Inditex: может ли она продолжать продавать больше, при этом меньше загрязняя окружающую среду?
В недавних сообщениях агентства Reuters испанский гигант индустрии моды Inditex обвиняется в увеличении объема грузовых авиаперевозок со своих заводов-поставщиков в Индии в логистические центры в Испании на целых 70 процентов. Такое увеличение объема авиаперевозок и связанное с этим воздействие на окружающую среду ставит под сомнение способность компании продолжать расти и наращивать продажи, одновременно стремясь к достижению цели по нулевому выбросу вредных веществ в атмосферу к 2040 году. Объем грузовых авиаперевозок Inditex из Индии значительно увеличился, что вызывает опасения по поводу достижения цели по нулевому выбросу вредных веществ в атмосферу.
Несмотря на рост продаж и прибыли, выбросы парниковых газов Inditex в 2023 году также выросли, особенно в сфере транспорта и дистрибуции. Inditex уделяет приоритетное внимание морским перевозкам, но в исключительных случаях использует авиаперевозки, чтобы сбалансировать экологические соображения с потребностями бизнеса.
Согласно данным, проанализированным агентством Reuters, Inditex осуществила 3865 авиаперевозок из Индии в свой логистический центр в Испании в период с августа 2023 по август 2024 года, что на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Этот рост был особенно заметен в течение первых восьми месяцев 2024 года, когда компания осуществила 3352 авиаперевозки от своих индийских поставщиков, что на 70% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Напротив, за тот же период 2023 года объем авиаперевозок увеличился всего на 44 процента по сравнению с 2022 годом, согласно таможенным данным, предоставленным Reuters швейцарской неправительственной организацией Public Eye. Это увеличение объема авиаперевозок из Индии в Испанию также распространилось на перевозки из Бангладеш в Испанию, которые выросли на 31 процент по сравнению с 26 процентами годом ранее.
Помимо результатов Inditex за первые месяцы года, данные, собранные государственной коммерческой организацией ICEX Espanol Exportaciones и Inversiones, показали, что за первые девять месяцев 2024 года объем грузовых авиаперевозок из азиатских стран-производителей в Испанию достиг 2,48 миллиарда евро. Это на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о более широком распространении в отрасли тенденции к авиаперевозкам грузов.
По сравнению с данными Inditex, это означает, что средний прирост продаж испанского модного гиганта составляет примерно 30 процентов, хотя этот пик в 70 процентов был зафиксирован в период с января по август 2024 года. Если смотреть в более широком контексте, то эти данные отражают период, в течение которого увеличение объема авиаперевозок стало ответом на логистическую напряженность в Красном море, вызванную небезопасной обстановкой, вызванной сомалийскими пиратами и нападениями повстанцев-хуситов в Йемене.
В результате это оказало и продолжает оказывать влияние на цепочки поставок западных компаний, имеющих сеть поставщиков в Азии. Свидетельства этого продолжают поступать в последние недели, когда повстанцы-хуситы совершили нападения на торговое судно «Ванадолу» и американский авианосец «Авраам Линкольн». Последние находились в регионе в качестве сдерживающего фактора и обеспечивали свободу судоходства, но в конечном итоге подверглись нападению хуситов в рамках их протеста против стран, связанных с Израилем. Хуситы заявляют, что их действия являются проявлением солидарности с палестинцами, пострадавшими от военной кампании Израиля в Газе и на других оккупированных территориях после нападения ХАМАСА на израильских гражданских лиц 7 октября 2023 года.
Эта эскалация нарушила транспортировку товаров через Красное море, что привело к росту объема грузовых авиаперевозок к концу 2023 года и повлияло на цепочки поставок. Рост продаж, увеличение выбросов парниковых газов
Уделяя более пристальное внимание Inditex и ее бизнес-модели, принимая во внимание отчет Reuters, материнская компания Zara завершила 2023 финансовый год с увеличением оборота на 35,947 млрд евро, что на 10,37% больше по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Это увеличение оборота сопровождалось значительным увеличением чистой прибыли, которая выросла до 5,395 млрд евро, что на 30% больше по сравнению с результатами, зафиксированными на конец 2022 года. В 2024 году эти выдающиеся показатели значительно снизились.
Но как это отразилось на воздействии многонациональной компании на окружающую среду?
На страницах годового отчета Inditex за 2023 год, в частности в разделе «Окружающая среда», компания подробно описывает, как, несмотря на стремление достичь «нулевого уровня выбросов» к 2040 году за счет сокращения выбросов углекислого газа, в 2023 году Inditex фактически увеличила выбросы парниковых газов (ПГ) по сравнению с 2022 годом.
Это увеличение было в значительной степени массовым: выбросы в рамках сферы 1 увеличились на 2,49%, выбросы в рамках сферы 2 сократились на 5,21%, а выбросы в рамках сферы 3 увеличились на 5,19%. Эти показатели превысили не только выбросы, произведенные в 2022 году, но и выбросы, произведенные в 2018 году, на 0,17 процента, что является базовым годом для достижения целевых показателей Inditex по снижению воздействия на окружающую среду. В целом, компания завершила 2023 год с общим объемом выбросов парниковых газов в эквиваленте 16 430 килотонн углекислого газа, что является результатом, который Inditex определил как «стабильный» по сравнению с 2018 годом, несмотря на отсутствие четкого сравнения с предыдущим годом из-за изменений в методологии расчета выбросов.
Выбросы парниковых газов, которые Inditex определила как связанные с транспортировкой и распределением своих товаров, составили 8. 4 процента от общего объема выбросов парниковых газов транснациональной корпорацией. В 2023 году этот показатель вырос до 12,1 процента, что свидетельствует о стремлении компании ограничить выбросы парниковых газов третьего уровня, особенно связанные с транспортировкой и распределением.
Учитывая данные, предоставленные Reuters, ожидается, что в 2024 году этот показатель снова увеличится, хотя остается неясным, приведет ли это к увеличению общего объема выбросов парниковых газов Inditex Scope 3. Компания продолжает полагаться на стратегии, изложенные в ее Плане по изменению климата, для достижения своих экологических целей, включая сокращение выбросов в рамках 3-й категории.
С этой целью они предпринимают различные инициативы, включая использование альтернативных ископаемому видов топлива в своих авиаперевозках. Реализация этого плана осуществляется на основе стратегического соглашения с Repsol и Iberia, однако в настоящее время он ограничен логистическими операциями в аэропорту Мадрид-Барахас и пока не распространяется на аэропорт Сарагосы, где сосредоточены логистические операции по перевозке грузов воздушным транспортом между азиатскими поставщиками Inditex и ее испанскими логистическими центрами.
Относительный вес Азии в сети поставщиков Inditex